Можно по разному относиться к такому явлению, как реклама,
но в то же время все понимают, что без нее тоже нельзя.
Другой вопрос – какая, эта самая реклама, и какие чувства она пробуждает, каким образом она влияет на нашу психику? Иногда мы становимся не только потребителями рекламы, а и строгими ее критиками. Часто ужасаясь, а иногда и восторгаясь, мы спрашиваем – кто это все придумал?
Наша редакция хотела бы вас познакомить с теми, кто создает рекламу в самой ее идее, кто создает образ рекламирующейся компании или товаров и услуг. Это люди, остающиеся за кадром того, что сами создают. Нашими собеседниками являются руководители и владельцы единственной в нашем городе официальной студии дизайна и рекламы — «SOLASS» — Сергей Сарычев и Олег Говрас.
Журналист: Почему студия, а не рекламное агентство, ведь вы же занимаетесь, большей частью, именно рекламой?
Сергей: Да, по сути, мы своим клиентам готовим настоящие рекламные кампании, но громко заявлять об этом мы не хотим. Потому что, делаем мы это не для всех. Наш черкасский клиент, как правило, не готов к серьезным действиям. И лишь, работая некоторое время вместе, и мы, и клиент начинаем понимать необходимость в чем-то большем. Кроме того, понятие – студия – несет в себе более творческий смысл. Именно, творческий подход мы ставим в основу своей деятельности. Можно сказать, что мы ТВОРИМ рекламные продукты.
Журналист: Выходит, и вы избрали для себя узкую специализацию – дизайн?
— Разработка и регистрация торговых марок и фирменного стиля предприятия;
— Разработка любых рекламных печатных продуктов – от листовок до элитных каталогов;
— Разработка упаковки, этикетки, внешнего вида и формы продукта;
— Разработка наружной рекламы и фасадного оформления зданий;
— Дизайн интерьера, элементов интерьера и оригинальных конструкций;
— Разработка дизайна и регистрация промышленных образцов;
— Разработка и создание WEB-сайтов любой сложности;
— Разработка, создание и тиражирование мультимедийных продуктов – CD-презентации, ТВ-ролики и т.д.
Смотрите! Продуманная торговая марка и фирменный стиль нужны? – Да! Регистрация ТМ ? – Просто необходима, если ваш бизнес – серьезен. Дальше, оформить помещение внутри и вывеску с наружи (особенно для развлекательных учреждений или магазинов), тоже нужно! WEB-сайт, честно скажу, нужен не всем! Но кому нужен, то очень помогает. Ну и не зависимо от того, с каким клиентом – корпоративным или массовым потребителем, вы работаете, вам нужна печатная реклама: листовки, буклеты, календари, проспекты, каталоги, плакаты, а еще всякие стикеры, воблеры и постеры.
Журналист: То есть, по сути, вы и даете тот комплекс услуг, который заказчику необходим?
Олег: А доверие очень много значит в нашей деятельности. Новый заказчик, приходящий к нам, часто переживает, сомневается, что ему кто-то может помочь, потому что, предлагаемые ему кем-то решения «никуда не годные». Часто, в первой же беседе, нам приходиться ломать стереотипы заказчика, находить истинную мотивацию, предлагать совершенно новый подход и новые решения. Вы же знаете, что у многих, бизнес продвигается интуитивно или методом проб и ошибок, поэтому заказчик, часто сам не знает, что ему нужно или как поступить. К примеру, предлагаемый нами для заполнения заказчиком Бриф (техническое задание) вызывает у него глубокую задумчивость. Многие наши фирмы не знают: какие цели у них стоят, что они хотят от рынка, какой у них потребитель и кто для них конкурент. Так вот, прежде чем предлагать, надо попытаться выяснить – что нужно клиенту. И уж задача нас как профессионалов, предложить и доказать только правильные решения.
Журналист: Так от кого все-таки зависит то, что видим мы с экранов телевизоров, или в журналах? Почему некоторые рекламные продукты оскорбляют наше достоинство и вкус, или больше того – очень сильно раздражают?
Олег: Кто-то в рассуждениях об эффективности рекламы заметил, что если людей реклама раздражает или задевает не совсем хорошие чувства, то она все равно достигла своей цели – быть услышанной или быть эффективной. Прокомментировать данное высказывание можно и с профессиональной точки зрения и с чисто человеческой. Как для информированности населения о неком эксклюзивном товаре или услуге, которые производятся только кем-то одним и продаются только в одном месте, и, зная, что спрос на товар будет всегда, возможно и можно привлечь внимание любым образом, даже негативным. Однако, если рекламирующаяся компания планирует на рынке долго и серьезно конкурировать с рядом аналогичных, то тут просто нельзя игнорировать человеческие чувства. Негатив – есть негатив, он откладывается и накапливается, и в последствии – трудно выводим. И может быть, стоя перед выбором марки стирального порошка, вы и вспомните в первую очередь рекламу, которая вас задела, но возьмете то, реклама чего вызвала у вас больше доверия и положительных чувств.
Сергей: А качество и достоинства рекламного продукта зависят, большей степенью, от специалистов-исполнителей – рекламистов, дизайнеров, операторов, режиссеров и т.д. Именно они должны предложить клиенту, если не единственно верное, но точно уж, правильное или на крайний случай, оптимальное решение. Да, заказчик диктует свои условия, иногда не совсем нормальные требования и пожелания, да и решение по окончательному утверждению того или иного макета, ролика или сюжета принимает он же. Однако настоящий профессионал должен: или доказать – защитить свое предложение или отказаться от работы, которая может навредить и заказчику и своей репутации как профессионала.
Журналист: Насколько я знаю, ваши услуги не такие дешевые, как для уровня рекламной сферы г. Черкасс. Некоторые виды дизайна в некоторых агентствах можно вообще бесплатно получить. Почему же заказчик должен идти к вам?
Сергей: Вот Вы правильно заметили про уровень и про некоторые виды в некоторых агентствах. Как Вы думаете: какие именно виды дизайна бесплатны, например, в агентстве по наружной рекламе?
Журналист: Ну, скорее всего, дизайн вывесок и других конструкций…
Сергей: Совершенно верно! Агентство говорит: приходите к нам – мы вам сделаем вывеску, а дизайн этой самой вывески разработают наши дизайнеры бесплатно… Но позвольте, не надо быть экономистом, чтобы понимать, что люди бесплатно не работают, и откуда-то надо взять деньги на оплату труда дизайнера. Это во-первых. А во-вторых, как вы думаете, насколько дизайн той же вывески будет соответствовать интересам заказчика и насколько – интересам изготовителя вывески, который, уж поверьте, захочет и на материалах заработать и дизайнерскую зарплату учесть…?
Олег: И это только вопрос затрат и доходов. А вот вопрос уровня профессионализма и качества дизайна, вещь может и субъективная, но вполне, даже, анализируемая. Вот давайте, не будем юлить, и говорить честно, сопоставляя реально существующие факты из реально работающей на этом рынке структуры – студии «SOLASS». Почему мы должны стесняться говорить о своем уровне? Вот на данный момент, какое из наших рекламных агентств может позволить себе провозиться месяц-два с дизайном торговой марки или упаковкой, к примеру, духов? Сколько должны стоить подобные услуги, и могут ли они быть бесплатными как у агентств?
Вопрос к заказчикам рекламных и дизайнерских услуг и продуктов: как часто исполнители, прежде, чем приступить к выполнению вашего заказа, интересуются целями и задачами, которые вы ставите перед своей компанией, историей вашего предприятия, финансовыми, этическими, юридическими и пр. аспектами разработки, волнует ли их ваша стратегия продвижения. Могут ли ваши исполнители заставить вас отказаться от первоначальных требований или идеи, предложив взамен нечто более подходящее или интересное. Вам хоть иногда, говорят слово «нет», отвечая на ваши некоторые идеи или предложения сделать так-то? Как вы думаете, это потому что вы всегда абсолютно правы и профессионально разбираетесь в дизайне или рекламе? Или потому, что вашему исполнителю все равно и его единственная цель – угодить вам и взять за это деньги?
Если у вас такие отношения с исполнителем, то либо вы оба гениальные личности, либо не мечтайте о достойной, красивой, интересной, нестандартной и эффективной рекламе.
Журналист: А вы говорите иногда «нет», претендуя на гениальность или абсолютную уверенность в своей правоте?
Сергей: Нет, мы не претендуем на гениальность, во всяком случае – исключительную! Если серьезно, то все просто. У нас нет производств. Наш единственный хлеб – это интеллектуальный продукт (идеи, визуализация, дизайн-проекты и т.п.). Мы этим кормимся, мы об этом заботимся, мы это развиваем и, мы в этом совершенствуемся. Мы просто не можем себе позволить пойти на поводу у заказчика, если осознаем что эти действия могут навредить или не помочь заказчику и испортить репутацию нам. Мы не только создаем композицию или конструкцию, мы ищем смысл, мы создаем идею. И так как мы сами не занимаемся изготовлением и не лоббируем интересы изготовителей, то руководствуемся, исключительно, интересами заказчика в качественном дизайне в рамках его финансовых возможностей. По нашим работам можно понять наш творческий стиль и способности. В общении и сотрудничестве можно узнать наш подход и возможности.
Журналист: К сожалению, газетные полосы весьма ограничены. Большое вам спасибо за интересный и содержательный разговор. Хотелось бы вам что-то пожелать. Что бы Вы пожелали себе сами?
Сергей: Интересных нам и успешных для клиентов, проектов!
Олег: Еще хочется, чтобы клиенты, приходящие к нам, не суетились и больше доверяли нашему профессиональному опыту. Поверьте, всегда можно найти нужное решение.