Пока на свете живы «дураки» - мошенникам жить, стало бы, с руки!
(Сказочная мудрость)

Как и многие сферы бизнеса, реклама и дизайн находятся в постоянном развитии. То, что для более развитых стран уже давно пройденный этап, у нас это выдается за новые рекламные направления и технологии. Новичками в этой области оказываются все — и Заказчики, начинающие понимать необходимость качественной рекламы и дизайна, и Исполнители, выходящие на этот рынок в поисках заказов. Многие из тех и других, как слепые котята, пытаются разобраться в этом сложном и интересном рекламном мире, где по наивности или слабости могут оказаться под влиянием более сильных и опытных.

Отсутствие опыта усугубляется спецификой рекламного творчества. Как сама реклама, так и творчество в ней – вещи весьма, относительные и субъективные, а соответственно, тяжело поддающиеся правовым, денежным, временным и другим меркам. Попробуйте, к примеру, оценить, продать-купить или защитить некую творческую идею…

То-то же! Но об этом позже.
Мы попытаемся все-таки проанализировать взаимоотношения рекламодателей с рекламными предприятиями, а также определить: где заканчивается цивилизованный подход и начинается типичное мошенничество. Может быть, нам удастся найти и сформулировать те причины и мотивы, которые заставляют и заказчиков и исполнителей вести себя не совсем порядочно.

Для многих эта статья станет разоблачающим материалом и вызовет не совсем адекватную реакцию. Кому-то этот материал поможет правильно ориентироваться в рекламной сфере и не оказаться обманутым. Однако самое большое ожидание в том, что некоторая часть деловых людей и специалистов поймет, что бизнес должен быть более цивилизованным и порядочным, что в любой ситуации нужно оставаться, прежде всего, человеком.

Итак, в нашем, скажем, не очень большом городе насчитывается около полторы сотни организаций, деятельность которых связана с рекламой. Большинство из них – это мелкие предприниматели или частные предприятия, а то и вовсе частные лица, так называемые – «шабашники». Хотя, речь не об этом – Украина всегда славилась мастеровитыми и талантливыми людьми. Речь о другом — насколько соответствует действительности заявляемый теми или иными рекламными предприятиями и лицами, их уровень и возможности. Адекватно ли их предложение желаниям и спросу рынка? И дело не в том, что некоторые рекламные агентства перезаказывают у других – на то они и агентства, а в том насколько профессионально и честно это делается. В каждом черкасском агентстве есть основное направление, в котором оно достигло мало-мальских успехов. В основном – это наружная реклама и полиграфия. Но современному клиенту необходимо комплексное решение его рекламных задач: от разработки торговой марки до создания Интернет-сайта или размещения рекламы в СМИ. Единицы в нашем городе могут взять на себя ответственность за разработку такого комплекса, где бы была отображена рекламная концепция, бюджет мероприятий, средства и форма рекламы, изготовители. Даже известные агентства берутся скорее за разовый заказ, лишь бы не упустить заказчика, и потом только задумываются, как его выполнить. Хорошо, если они находят профессиональных исполнителей, но, к сожаленью, они также как и многие заказчики руководствуются стоимостью работ и находят дешевое исполнение или берутся выполнить работу своими силами. Хочется спросить у читателя: чтобы профессионально что-то сделать, сколько раз это надо проделать? Но, соблазненные ценой, заказчики радуются, что они так дешево приобретают торговую марку, сайт, каталог, вывеску и пр. фирменные атрибуты своей компании, не задумываясь, что это их лицо, стиль, имидж на долгие годы.

По опыту знаю, что в будущем много придется менять, но какой ценой:
непродуманное название предприятия или торговой марки влечет за собой в лучшем случае неудовлетворенность, в худшем – судебные тяжбы по незаконно используемом названии и как следствие – потеря делового имени, торговой марки.
непрофессионально разработанная торговая марка – «неоправданно» плохое отношение к вам клиентов и потребителей, несоответствие целям и уровню предприятия. Как следствие – замена марки и всего фирменного стиля, включая вывески и всю рекламу.
некачественная рекламная полиграфия – равнодушие потребителей и клиентов.
плохая упаковка или этикетка – медленная продажа.
непродуманная реклама – выкинутые на ветер деньги.
плохо работающий сайт – зачем он нужен? А еще он может быть не красивым и тяжело загружающимся.

И если все это создано так: одно – от «Шарика», другое – от «Матроскина», а третье – от «Дяди Федора», то и получаем: потраченные деньги на рекламу, которая не работает, а иногда становится антирекламой.

И не хотелось бы всю вину за такой подход взваливать только на рекламистов. Ведь часто — это люди, которые, как и многие хотят быстро заработать. Разве можно их за это винить. А вот не меньше вина заказчиков. Так как, тот же опыт показывает, что единицы могут правильно составить бриф (техническое задание). Другими словами не умеют сформулировать задачи, свои пожелания и требования. Многие не могут ответить не только «как», но и «зачем» что-либо им нужно. Господа, пора бы серьезней относиться к своему бизнесу.

Но это – в общем, так сказать – в глобальном плане. А что же в частности? А в частности, как и вообще, в бизнесе, кто – кого в дурни пошьет.

Случай 1. Рекламное агентство предлагает бесплатно разработать дизайн чего-либо. Наверное, выйдет дешевле – думает заказчик. Но ведь не надо быть экономистом, чтобы сообразить, что дизайнерам, если они, конечно, есть на агентстве, зарплату нужно платить. Неужели за счет агентства?
Случай 2. Заказчик объявляет тендер на оформление, допустим, магазина. Ну, солидные агентства, кто таковым себя считает, просто не принимает участия в нем, а вот начинающие проявляют активнейшее участие. Заказчик собирает дизайн-макеты и ценовые предложения. Часто бывает, что дизайн лучше у одних, а стоимость изготовления у других. Но так как далеко не все научились защищать свое авторство, то заказчик, соблазнившись ценой, заказывает изготовление у одних, по макету (иногда, слегка переделанному) других.
Случай 3. Рекламное агентство предлагает скидки! В бытность мою в роли заказчика я столкнулся с предложением одного агентства сделать любой рекламный продукт на 10% дешевле от цены, выставленной другими. Сделали! Но из какого материала? По качеству, как раз на 10%, а то и 20% хуже от необходимого.
Случай 4. Заказчик обращается на агентство или дизайн-студию за дизайном чего-либо. При этом он, «естественно сомневаясь» в способностях исполнителя просит набросать предварительный дизайн-эскиз и, если он удовлетворит его, то и разработка будет оплачена и изготовление продукта будет заказано у этого же исполнителя. Но дизайн его «не устраивает», при этом заказчик «затрудняется» аргументировать свой отказ. Однако через некоторое время можно увидеть рекламный продукт, который очень «похож» на, отвергнутую ранее, дизайн-разработку. Использование чужой интеллектуальной собственности без согласия владельца (автора) преследуется законом, но видно многие этого еще не знают.

Это всего лишь начало нашей серии статей для журнала «ДЕЛОВОЙ партнер»
на тему «Особенности национальной рекламы»
P.S.