Как зарождался черкасский дизайн?

Мы поделимся в серии интервью креативного директора нашей дизайн студии.
Интервью с сайта «Дизайн и реклама в Черкассах»

Сегодня мы публикуем интервью с Говрас Олегом – креативным директором нашей студии для рубрики «В гостях у СКdesign».

Олег, ваша студия дизайна открылась в Черкассах в 2002 году.

Насколько я помню, это была первая дизайнерская компания, которая позиционировалась как дизайн-студия, а не рекламное агентство. Спустя 4 года вы можете сказать, оправдало ли себя такое позиционирование? Достигнуты ли поставленные цели?

Я бы не сказал, что в то время мы были единственные. Были в Черкассах дизайнерские WEB-студии и частная студия (больше она позиционировала себя как коллектив дизайнеров). Правда, из старых WEB-студий дизайна в Черкассах (по крайней мере, известных) осталась одна – «Night River». В то время студии дизайна уже тогда пытались работать не только на Черкасский регион.

Мы действительно первые в Черкассах заявили себя как дизайн-студия. Наша компания на то время отказалась полностью от производственной базы (печать, изготовление рекламы). Но стоит отметить, что мы сразу предоставили широкий спектр услуг, начиная от дизайна логотипов, фирменного стиля и полиграфии, заканчивая «наружкой», видео-рекламой и WEB-дизайном. На то время такой широкий спектр услуг дизайна в Черкассах не предоставляло ни одно рекламное агентство. Возможно, это нам помогло продержаться первый год, а в дальнейшем мы смогли предоставить клиентам действительно полный комплекс дизайнерских услуг. Наши возможности в направлениях дизайна и наша схема разработки рекламных концепций позволили создавать и воплощать комплексные рекламные компании. И эти «новшества» черкасского дизайна начали вытягивать на нас регионального клиента.

То, что мы с первого дня заявили в Черкассах о себе как студии дизайна — это был хоть и болезненный, но правильный ход. Ведь на то время в Киеве с успехом работали студии дизайна, дизайн-бюро, и рекламные агентства, продающие интеллектуальный труд. Это в Черкассах агентством полного цикла называли, да и называют фирмы, которые изготавливают вывески, да и могут перезаказать полиграфию, ну в лучшем случае у них есть шелкография. Разработать рекламную компанию и дизайн не привязываясь к своим производственным возможностям, а действительно необходимые вещи для клиента никто не может. Да им впрочем и не нужно.

Во всем мире форма работы в рекламе и дизайне иная, не такая как у нас. Там каждый занимается своим делом, тем, что может сделать наилучшим образом.

Сказать, что мы достигли поставленной цели, не могу. Цели заменяют одна другую, а вершина недостижима. То, что мы выбрались из болота черкасского дизайна и рекламы, это я могу сказать точно.

Где находится это болото?

«Болото черкасского дизайна и рекламы» — это те схемы, принципы, «очковтирательство» и т.п., которые процветают в нашем городе. Не секрет, что до сих пор у нас в Черкассах дизайн бывает бесплатным. Клиенту предлагают не то, что ему необходимо, а дизайн того, на изготовлении чего агентство может нагреть карманы или просто то, что агентство может сделать.

Олег, я заметил что вы часто пишете «креативная студия», раскройте, пожалуйста, суть понятия «креатив».

В самом начале наша студия называлась просто Дизайн-студия «СОЛАСС», через пол года мы сменили марку на английский вариант, потому как многие читали всё, что угодно, но не «СОЛАСС», а еще через год мы сделали приставку «креативная».

Слово «креатив» в рекламе имеет сложную судьбу. Его многие критикуют, говорят, что это «понты» и т.д. Да, в этом есть доля правды.

Все очень просто в переводе с англ. слово «creative» — «творческий». Мы в то время пытались в Черкассах доказать, что дизайн должен быть не только технической работой, но и творческой, даже в разработке рекламных компаний мы используем творческий подход, а не тупую схему создания рекламных компаний (набор заезженных схем и методов). К тому же, эта приставка 3 года назад была очень популярной в  Черкассах да и Украине, почему бы это не использовать для дизайн студии :).

Сейчас полное название студии изменилось, и мы называемся «Студия дизайна и рекламы «SOLASS».

Насколько мне известно, у ваших сотрудников нет ставки, а только процент от заказа.

Как работает эта схема и успешна ли она в черкасской среде дизайна?

На данный момент мы действительно ввели процентную оплату. Мы первая дизайн студия в Черкассах, которая стала практиковать такую форму оплаты. Для того, чтобы запустить эту схему нам пришлось выйти на определенный уровень цен за услуги дизайна и набрать количество заказов. Все это позволило перейти от ставки к проценту, причем при тех же оборотах дизайнерских разработок это не снизит зарплату, а увеличит. Работа с клиентом, обязательно по предоплате – это тоже позволило прейти на такую форму оплаты. К тому же это еще и определенный стимул.

Есть и минусы этой системы в случае если дизайнер ведет крупный проект, который затягивается на один, два, а то и три месяца, то в этом случае студия выплачивает аванс исходя из суммы за выполняемый заказ. Но если дизайнер опытный и еще, к тому же универсальный работник, то проблем с зарплатой у него не будет (тому подтверждение первые месяцы).

По крайней мере, я сам проработал наёмным работником 5 лет и эта система выстраданная. Я действительно хочу, чтобы в Черкассах была дизайн студия, уровень которой был бы не ниже чем в Киеве, да и зарплата была на том же уровне. Это моя мечта – надеюсь, она сбудется.

А откуда желание заставлять дизайнеров работать в субботу полный день? Никто не возмущается?

Желания то особого и нет работать в выходные, просто есть планы дизайнерских работ. Есть сроки за которые должны отвечать как студия перед заказчиком, так и дизайнер перед студией. Да и люди отрабатывают всего лишь те дни которые они отгуляли. Мы на студии работаем так, как работают в Гос. учреждениях и черкасских предприятиях, не больше не меньше. Я бы и сам отдыхал, да вот только даже отдыхая, думаю о том, что будет завтра.

С чего в Черкассах начать человеку, который хочет стать дизайнером?

Помогают ли курсы, тренинги, книги? Или может наш Черкасский бизнес-колледж готовит хороших дизайнеров? Если кратко, как и где учиться дизайну в Черкассах?

Как ни банально это звучало бы, но начать нужно с любви к дизайну, а точнее огромного желания этим заниматься и тратить на эту работу много-много времени.

Курсы это вообще отдельная тема, ну нет у нас в Черкассах качественных курсов. Это больше занятия по изучению графических программ, а не дизайна. Почерпнуть о дизайне в Черкассах можно разве, что на тренингах или из книг и то, если ты уже имеешь некий опыт, и понимаешь о чем идет речь.

Насчет дизайна в черкасском бизнес-колледже могу сказать, что он в одно время выпустил довольно много талантливых дизайнеров, они действительно лицо молодого Черкасского дизайна.

А где дизайну учиться в Черкассах?

Самая лучшая школа дизайна в Черкассах – это опыт, причем лучше, если он получен на рекламных агентствах, пусть и не высокого полета. Понятное дело, что база (худ. образование) поможет в получении этого опыта, но нужно с осторожностью выбирать то учебное заведение в котором вы собираетесь учиться. Вплоть до того, какие преподаватели и их достижения в области дизайна (если вообще таковые имеются).

И самое главное: «Учиться, учиться, учиться», как завещал великий вождь.

Как вы относитесь к маркетингу?

Рекламный дизайн — это часть огромной индустрии маркетинга?

Маркетинг… Вечная борьба маркетолога и дизайнера. Чтоб не слишком ворошить эту тему, попробую сказать кратко. Если маркетинг не используется как механизм для скачивания денег с клиента, то он действительно необходим. Но беда в том, что я чаще сталкиваюсь с тем, что под маской маркетингового исследования скрывается вода, которую носит баба в ведрах (та же бабка и не такое расскажет).

Я больше склонен к тому, что более важный элемент в разработке рекламного дизайна – это психология. На этом стержне все и держится и дизайн, и реклама, и часть тех же маркетинговых исследований.

Планируете ли вы в студии заниматься промышленным, архитектурным дизайном? Или, например, дизайном интерьеров.

Промышленным дизайном и дизайном интерьеров в Черкассах мы уже занимаемся, но особо этого не афишируем. Это направление необходимо развивать, а для этого нужно время, деньги т.д.

Архитектурный дизайн мы выполняем в редких случаях и это больше касается отделочных работ, дизайна рекламного оформления помещений и торговых площадей или правок существующих проектов. Больше это выглядит как добрый совет нашим постоянным клиентам. Но в будущем это направление должно занять в работе нашей студии свою нишу, как минимум на рынке черкасского дизайна.

Недавно некая «Студия дизайна КОЛОС» из г. Киева скопировала ваш сайт. Можете ли прокомментировать этот инцидент более подробно чем написали в новостях?

Могу сказать, что в этом случае это немного даже льстит, ведь не всегда студии из столицы копируют дизайн студии из города Черкассы. Но осадок в душе конечно есть, особенно когда в Google набираешь «креативная студия дизайна» и рядом видишь этот клон. С другой стороны эту ситуацию всегда можно использовать для собственного пиара.

Эта ситуация конечно больше выглядит как баловство, хотя и может подорвать репутацию нашей дизайн студии. Бороться с этим явлением (именно в таком проявлении) очень сложно, к тому же, такое впечатление, что «авторы» этого сайта за ним не следят.

Хуже, когда используются рекламные, дизайнерские разработки. И в этом случае законодательство не идеально, и вряд ли поможет. Поэтому ответить на этот вопрос можно словами одного руководителя питерской студии дизайна: «Да у нас воруют дизайнерские идеи, но мы всегда сможем сделать, что-то новое, а эти люди нет».

Олег, используете ли вы в общении со своими коллегами по дизайну ненормативную лексику?

Это точно не мотивирует к качественному дизайну, но иногда словцо пробивается. В основном – это выражение эмоций. Зачастую некоторые эмоциональные, красочные вещи очень сложно передать без ненормативной лексики. Это касается и обсуждения вариантов дизайна, особенно его психологических и эмоциональных аспектов.

Cпасет ли черкасский дизайн мир?

Надеюсь, что черкасские дизайнеры приложат к этому руки и головы.
Кто бы дизайн спас ))